Кто мог предположить, что режиссёр знаменитой комедии «Мальчишник в Вегасе» Тодд Филлипс сможет снять столь мрачную и глубокую драму по комиксам. Да ещё и удостоился за неё награды «Золотой лев». Его фильм «Джокер» стал самым неожиданным решением жюри во главе с аргентинским режиссёром Лукресией Мартель.
Подобное произошло и в 1994 году в Каннах. Тогда «Золотую пальмовую ветвь» получила лента Квентина Тарантино «Криминальное чтиво». Проект Филлипса показал, что «такие» фильмы способны не только привлекать людей в кинотеатры, но и получать достойные награды на кинофестивалях мирового уровня.
«Джокер» — это дерзкий вызов современному обществу, указывающий на его проблемы и болезни. На фоне него «Бэтмен» Кристофера Нолана покажется всего лишь безмятежной прогулкой по Готэму.
Что же касается самого режиссёра, то он впервые попал на серьёзный кинофестиваль с несвойственным ему жанром.
Лента рассказывает о клоуне Артуре Флеке (Хоакин Феникс), который страдает от психологического расстройства (неконтролируемого смеха). Мужчина живёт в маленькой квартирке вместе с матерью и тешит себя мечтами о большом стендапе. Вот только его шутки, мягко говоря, не дотягивают.
И всё это на фоне всепоглощающего мусора, избирательной кампании на пост главы Готэма и жестокости каменных джунглей, в которых выживает только сильнейший, но Флек таким не является. Его наивность и слабость чувствует любой, кто хоть немного удачливее чем он.
Всё это постепенно выжимает из героя желание радоваться жизни. Сцена за сценой, обстановка нагнетается и Артур становится злодеем.
Стоит отметить, что сила фильма кроется в его неоднозначности. Филлипс произвёл революцию в мире кино своим сплетением жанров. У него вышло некое подобие «Таксиста» из вселенной DC, где лучшее, что может сделать герой — это самосуд. А игра Хоакина Феникса дополнила сценарий и позволила испытать к его персонажу широкую палитру чувств. Тут есть место и жалости, и неприязни.
Готэм с его героями — это миниатюрная картина современного общества. В нём богатые не замечают бедных, а те стремятся к стандартизированному счастью, привитому общей концепцией жизни. Все движутся сквозь слёзы и пот к некому блаженству, которое может и не воплотиться вовсе. И эти страдания заставляют задаваться вопросом: «Почему я несчастен? Что со мной не так?».
Филлипс оголяет перед зрителями такие важные вопросы, как: почему бедное большинство должно следовать идеалам богатого меньшинства? почему зло остаётся безнаказанным? и почему люди слепы к дискриминации? И в фильме «Джокер» резонёром стал загнанный в угол психически нездоровый человек. А главное, что ничего хорошего из чувства мести и обиды не рождается.
Ко всему прочему, лента автоматически «признаёт» ненормальных людей опасными для общества. Им не дают право оправдаться и жить другой жизнью.
Окончательная трансформация героя происходит в третьем акте фильма. Артур перерождается в Джокера, который становится мессией для толпы. Он воодушевляет людей в масках клоуна бороться против «богатого зла». При этом никто не говорит, что вторая сторона — это справедливость и правда. Они тоже зло, но бедное и не столь могущественное…в одиночку.
По мнению редактора интернет-портала Tass, режиссёр не в силах справиться со своим творением, потому как оно создаёт нездоровый прецедент, открывающий широкое пространство для интерпретаций и действий.
«Джокер» — это пощёчина, которая необходима для пробуждения общества от повседневной жестокости и безразличия.
Навигация
Предыдущая статья: ← Новое фото Дарьи Мороз взбудоражило фанатов
Следующая статья: Светлана Сурганова рассказала, как пережила онкологию →